Игорь Мазепа о медреформе. Часть 2 – о перспективах медицины в Украине

Главный принцип медреформы в Украине — полное финансирование определенного перечня медицинских услуг и лекарственных препаратов государством. Реформа четко обозначит, какой вид помощи гражданин получит бесплатно, а за какой придется заплатить.

Бесплатной будет первичная медицинская помощь — консультации семейных врачей, терапевтов и педиатров, включая некоторую диагностику и анализы, а также экстренная и неотложная медицинская помощь. Средства на лечение и препараты от конкретных недугов будут каждый год прописываться в бюджете.

При вступлении в силу реформы бюджетные медучреждения перестанут получать деньги из казны просто за то, что они есть, исходя из количества мест или других потребностей, обоснованных главврачами.

Государственные и коммунальные больницы и поликлиники будут продавать свои услуги населению и получать за это деньги. Оплачивать эти услуги будет государство (те, которые попадут в программу медицинских гарантий) или пациенты (из своего кармана или по страховке).

Такое изменение переводит все государственные медучреждения на хозрасчет: продал больше услуг — получил больше денег. Не смог продать свои услуги — ищи дополнительное финансирование или становись банкротом. Это станет рывком для улучшения качества медицинских услуг из-за конкуренции за пациентов.

Перспективы системы здравоохранения при полном финансировании

При полной имплементации медицинской реформы, основой которой является рост финансирования, ситуация в отечественной медицине может существенно улучшиться. Украинцы смогут получать весь спектр гарантированных бесплатных услуг на первичном уровне, а также бесплатные препараты.

В случае потребности в сложном лечении или диагностике семейный врач направит пациента в амбулаторию или больницу к узкому специалисту. Там пациенту окажут специализированные услуги: бесплатные — в рамках гарантированного пакета или платные, которые в этот пакет не вошли. Гражданин может не обращаться к семейному врачу, а сразу идти к узкому специалисту. Тогда услуги будут платными.

Для специалистов первичной медицины реформа открывает возможность зарабатывать на своей «клиентской базе», исходя из количества подписанных с пациентами деклараций.

Для узких специалистов реформа вносит неопределенности, но и создает возможности для роста благосостояния. Такие специалисты и их работодатели будут получать плату только за оказанные услуги. Востребованные специалисты будут зарабатывать для своего работодателя много, значит, могут не беспокоиться о своем благосостоянии. Если же специалист не будет пользоваться спросом у пациентов, то вряд ли его ждет светлое будущее.

Для частных медицинских учреждений реформа несет как возможности, так и сложности. Предоставляя более качественные и комфортные услуги, они смогут рассчитывать не только на деньги пациентов или страховых компаний, но и на государственное финансирование как минимум части своих услуг.

Вместе с тем, частные клиники, основным заработком которых являются недешевые первичные консультации, могут потерять значительную часть доходов из-за появления семейных врачей. Имея возможность решить проблему бесплатно у семейного врача, украинец вряд ли сразу пойдет с ней к платному специалисту.

Возможные последствия реформы

Если забыть о том, что государство гарантирует оплату медицинских услуг на уровне 5% от ВВП, то ситуация будет менее радужной, чем описано выше. Текущий бюджет отрасли — 2,4-3% от ВВП — покроет только первичные медицинские услуги: семейных врачей, педиатров, экстренную и неотложную помощь.

При отсутствии увеличения финансирования рост расходов на оплату препаратов бюджетом уменьшит количество денег на содержание государственных больниц. Часть бюджетных денег отберут частные клиники — спрос пациентов на лечение гарантированных случаев в них будет выше.

В итоге госучреждения не смогут покрывать свои затраты доходами от пациентов и будут массово увольнять специалистов, закрываться или перепрофилироваться.

На врачей первичной медицины ляжет основная нагрузка в сфере медицинского обслуживания населения. Из-за недостаточного финансирования семейным врачам ограничат возможности направлять пациентов к специалистам вторичной медицины, особенно к тем, чьи услуги покрываются государственными гарантиями. Для населения доступными будут только первичная медицина в виде консультации семейного врача или вызова «скорой» и лечение несложных случаев.

Узкопрофильные специалисты, предоставляющие гарантированные государством медицинские услуги, могут оказаться невостребованными.

Частным заведениям также придется несладко: они лишатся важной части доходов от первичных консультаций. Зато у них появится шанс развивать узкопрофильные направления — недостатка в специалистах не будет.

Итого

Медицинская реформа пока выглядит сырой. Сложно прогнозировать, сколько времени понадобится для полного перехода на систему финансирования только лишь предоставляемых медицинских услуг, и возможно ли это вообще в Украине.

Также пока не ясно, будет ли у государства возможность финансировать медицину в заявленных рамках, без чего все риски реформы усугубятся.

Понятно только, что все нововведения должны быть тщательно просчитаны, и на это должен быть выделен огромный интеллектуальный ресурс. При проведении реформы нужно не забывать о ее цели: улучшении доступности медицинской помощи и качества медицинских услуг для населения Украины.

Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Рішучі реформи» (в партнерстве с  Економічна правда)

https://www.epravda.com.ua/projects/drastic-reforms/2018/08/16/639688/