Зачем арабам «Мрія»
Акции обновленной компании «Мрія», зарегистрированные в Лондоне, были куплены международным фондом, т.е. вся транзакция произошла за границей — это означает, что в Украину никаких инвестиций не зайдет. Но, учитывая то, что новый инвестор пообещал вкладывать деньги в компанию (была озвучена сумма порядка 150 млн долларов), то действительно после сделки мы можем увидеть новые инвестиции. Пока до конца не понятно, что это будут за инвестиции. Возможно, новые инвесторы рассчитывают купить права аренды земли, тогда большая часть денег уйдет на это. У компании есть инфраструктура — техника, элеваторы и для работы компании в Украине много дополнительных инвестиций в это не нужно. Если они будут расширять земельный банк в аренде в аренде, они это будут делать на Западной Украине, поскольку у «Мрії», там сконцентрированы основные земельные активы.
Не думаю, что случай покупки «Мрії» является сигналом, что к нам пошел иностранный инвестор. Начиная с 2014 года, компания являлась фактически банкротом с долговой нагрузкой более 1,2 млрд долларов. Кредиторы отобрали компанию за долги еще в 2014 году. За четыре года им удалось урегулировать все споры, уменьшить долг с 1,2 млрд до 300 млн долларов и найти инвестора за границей, который бы выкупил долг у тех, кто не соглашался на условия реструктуризации. Иными словами покупка «Мрії» — это решение старых финансовых проблем, а не приобретение интересного актива. Но сам приход иностранного инвестора с арабскими корнями, наверное, является хорошим знаком для Украины. Если опыт новых акционеров «Мрії» в Украине будет позитивным, это будет очень хорошим знаком для новых инвесторов с новых для Украины рынков.
Для кредиторов это не лучший пример. Компания задолжала им 1,2 млрд долларов по состоянию на четыре года назад сегодня получат приблизительно 200 млн долларов. Т.е. в лучшем случае они получат в 6 раз меньше, чем инвестировали в компанию.
Принято оценивать сделки по общим затратам, которые придется нести инвестору для получения полного контроля над компанией. Я думаю, что такие затраты могут составить до 200 млн долларов, но в основном эти затраты пойдут на выкуп долгов. По состоянию на конец прошлой недели долгов было на 300 млн долларов. Если они будут выкуплены со скидкой, за 170-180 млн долларов, то новые акционеры компании что-то получат, но это будет незначительная сумма порядка 20 млн долларов. Фактически компанию покупают за долги, которые превышают стоимость всей компании.
Мы неоднократно слышали, что у арабов на повестке дня стоит вопрос продовольственной безопасности. Сейчас они зарабатывают много нефтедолларов, но понимают, что это не вечно. Учитывая, что валюты много, а земли очень мало, рано или поздно у них могут возникнуть проблемы с поставками еды. Поэтому в некоторых арабских странах есть стратегия, направленная на то, чтобы максимально инвестировать свои нефтедоллары. Возможно, покупка агрохолдинга есть одним из результатов такой стратегии.
Александр Паращий, руководитель департамента аналитики компании Concorde Capital.