Пострадает ли экономика от российских санкций

Экономика Украины не понесет заметных потерь от ввода российских санкций против нашего бизнеса.

У Кремля не было намерения давить на украинских предпринимателей. Кроме того, за последние несколько лет структура экспорта из нашей страны сжалась до критического импорта России. Все дальнейшие искусственные разрывы экономических отношений со стороны Москвы будут, в первую очередь, плохо влиять на российский рынок и российских потребителей.

Не сладко придется тем украинским компаниям и бизнесменам, которые инвестировали в Россию и теперь попали под санкции. Например, Kernel владеет 50% зернового терминала в Тамани. Согласно отчетности агрохолдинга, в прошлом году они получили от этого порта доход в $7,8 млн. В этом году должны были получить больше – но теперь, очевидно, эта сумма под риском. Потенциальные потери холдинга составляют менее 5% от их операционной прибыли, и не являются критическими.

Правительство Российской Федерации составило санкционный список, в который попали 322 гражданина Украины и 68 компаний. Логика составления этого списка не совсем понятно, но ясно одно – российская сторона не тронула бизнесменов, выход которых из России не выгоден.

Именно по этой причине, в список не попал Ринат Ахметов (хотя некоторые его менеджеры таки туда угодили) и ни один из его активов не был затронут напрямую. Похоже, что причиной тому – российские угольные активы ДТЭК. С одной стороны, эти предприятия трудоустраивают российских шахтеров, а сам украинский холдинг обеспечивает им стабильный рынок сбыта в Украине. С другой стороны, этот бизнес должен очень много денег российскому госбанку. Введение санкций против Ахметова или ДТЭК могли бы усугубить проблемы в Ростовской области и создать дополнительные проблемы госбанку.

То, что Порошенко не попал в этот список, может ударить по его имиджу (хотя изначально было очевидно, что его шансы оказаться в списке – невелики). Теперь сломана логика, что Президент — самый антипутинский политик в нашей стране. Очевидно, что Юлия Тимошенко, оказавшаяся в секционном списке, может на этом отобрать некоторое количество голосов у действующего президента на выборах.

Если читать постановление о санкциях буквально, то возможности для ведения торговли с Россией у подсанкционных компаний и бизнесменов остаются. Нигде не говорится о том, что русским компаниям запрещено заключать какие-то контракты и продолжать бизнес с этими украинскими активами. Ограничения накладывается только на вывод активов и капитала из России.

До конца на сто процентов не известно, кто и насколько попадет под раздачу. Как и все бизнесмены в мире, наши предприниматели не афишируют свои активы. Особенно те, которые связаны со страной-агрессором. Поэтому точно подсчитать индивидуальные потери наших бизнесменов не удастся. Можно разве что подсчитать, сколько украинский бизнес потерял возможностей в России с фактического начала экономической агрессии, то есть с 2012 года, когда у наших производителей начались первые проблемы с поставками молочной продукции и вагонов на территорию России. Можно также с уверенностью сказать, что тенденция по сокращению доли украинского экспорта в Россию, начавшаяся в 2012, сохранится.

Рассказал «Новому времени» руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий

https://biz.nv.ua/experts/parashchiy/strashny-li-ukraine-rossijskie-sanktsii-2504580.html