Игорь Мазепа: Грозит ли мировой экономике новый глобальный кризис?
Игорь Мазепа считает, что есть ряд предпосылок для того, чтобы в мировой экономике начались проблемы. Но утверждать точно, когда наступит новый финансовый кризис и будет ли он иметь глобальный охват пока не может никто.
Одна из наиболее обсуждаемых тем в мировом сообществе – насколько велики риски нового экономического кризиса. Об этом, в том числе, говорили и на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году. По мнению глав государств, бизнесменов и экспертов, кризис возможен, и его причины будут связны с торговыми войнами, ценами на нефть и Brexit.
Возможно ли повторение сценария 2008 года?
Пока что серьезных оснований для наступления финансового кризиса, кризиса неплатежеспособности, нет. Хотя некоторые предпосылки для того, чтобы в мировой экономике начались проблемы – есть.
Мы видим, что экономика Китая, которая последние десять лет была локомотивом мирового экономического роста, замедляется. И это вызывает волнения на мировых рынках. В первую очередь, на рынках сырья, что может повлиять на Украину, потому что мы все еще сильно зависим от цен на сырье, особенно на зерно, руду и сталь.
Кроме того, продолжаются торговые войны между США и Китаем. В случае отсутствия в ближайшее время прогресса в переговорах между США и Китаем пошлины на импорт товаров из Китая в США могут значительно вырасти, что приведет к уменьшению производственного потенциала Китая и дальнейшему замедлению роста его экономики. Но эксперты считают, что надежды на прогресс в торговых переговорах между США и Китаем все же есть.
Предпосылками для мирового кризиса можно считать и «охлаждение» экономики Евросоюза, который является главным торговым партнером Украины. Мы видим, что в Германии, Франции и Италии – трех ключевых экономиках ЕС – снижаются темпы экономического роста. Так, экономика Германии по итогам 2018 года выросла на 1,5% — это самый низкий показатель за последние пять лет. Если говорить об Италии, то в октябре прошлого года агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг страны в связи с дефицитом бюджета на 2019 год в 2,4% ВВП (что втрое превышает целевой ориентир ЕС).
Когда ожидать кризиса
Сказать достоверно, когда будет новый финансовый кризис, не может никто. Мы помним, что был кризис в 1998 году, был кризис в 2008 году. И в связи с такими календарными особенности многие эксперты говорили о 2018, как о годе нового мирового кризиса. Но этого не произошло, соответственно, эти ожидания постепенно передвигаются на 2019-2020 годы. Тем не менее, я полагаю, что, если и будут проблемы с экономическим ростом в ключевых экономиках мира, то это абсолютно не обязательно приведет к серьезному глобальному экономическому кризису.
Из последних двух серьезных кризисов были извлечены уроки. Например, мы видим, что Федеральная резервная система США уже отложила повышение процентных ставок, которые ожидались в январе 2019 года. Тем самим, они дают сигнал, что готовы действовать, если вдруг что-то пойдет не так. Скорее всего, те механизмы, которые были испробованы на прошлых кризисах (эмиссия денег, снижение ставок и прочие) будут задействованы еще до того, как ситуация зайдет слишком далеко. И это позволит миру избежать серьезных проблем.
«Черные лебеди»
Да, миру удалось пережить тяжелые кризисы прошлых двух десятилетий, и накопить определенный опыт преодоления проблем. Но это вовсе не означает, что нас не может настигнуть какой-либо доселе невиданный кризис. Поэтому сейчас все как раз и говорят о том, что могут быть определенные «черные лебеди». Финансовый сектор сейчас намного более технологичен – все процессы происходят намного быстрее, чем десять лет назад. Соответственно, и реагировать сейчас на любые финансовые проблемы нужно будет намного быстрее. Есть опасения, что старые регуляторные методы не успеют справиться с новыми проблемами в случае, если вдруг что-то пойдет не так.
Одним из возможных «черных лебедей», например, может стать приход на президентский пост в США нынешнего вице-президента Майка Пенса — вследствие отставки (неважно по какой причине) Дональда Трампа. И это может стать серьезным вызовом для мировой финансовой системы. Причина – Пенс, если ему удастся повлиять на политику ФРС, изменит денежно-кредитную политику на «ястребиную» (в отличие от наблюдаемого «голубиного» влияния Трампа). Пенс – почти что адепт золотого стандарта, и у него есть влиятельные сторонники с похожими взглядами, которым глубоко противен разгул монетарного стимулирования, наблюдаемый в последнее десятилетие. Это может привести к повышению ставок и снижению ликвидности, существенному оттоку капитала с развивающихся рынков и удорожанию новых долгов, укреплению доллара, замедлению мировой экономики, резкому снижению цен на сырьевые товары – всё это будет крайне негативно для Украины.
Есть и другой политический риск – изменение структуры Европарламента после выборов в мае 2019 года. Эти выборы могут усилить позиции представителей «анти-истеблишмента», левых и правых популистов и антиглобалистов. В Европарламенте добавится людей, которые буквально хотят разрушить ЕС.
Что ждет Украину
Если говорить о финансовом кризисе, аналогичном проблемам неплатежеспособности 1998 и 2008 годов, то, скорее всего, влияние такого кризиса на Украину будет минимальным. Просто потому, что Украина пока что остается в стороне от мейнстримовых финансовых процессов. В 2008 году Украина очень сильно пострадала от оттока иностранного капитала. И сейчас у нас практически нечему «вытекать», ведь с момента кризиса 2008 года к нам в страну особо не заходили новые инвестиции. Поэтому Украина пока что в более-менее безопасной позиции, по сравнению, с другими экономиками, такими как Россия.
Самым большим риском для Украины является падение цен на ресурсы, в первую очередь на продукцию металлургии и аграрного сектора. Если будет существенное снижение цен, то конечно у нас может начаться новый виток экономического кризиса: когда наши экспортные сектора не будут зарабатывать достаточное количество валюты. Соответственно, у нас могут быть проблемы со стабильностью гривны. Хотя на ближайшие полгода, у нас есть неплохой запас прочности – прошлогодний рекордный урожай в стране добавляет надежд на стабильность валюты.
Коме урожая, нам также стоит рассчитывать на поддержку наших иностранных кредиторов. Так, Национальный банк прогнозирует, что наши западные финансовые партнёры предоставят нам кредитов более чем на 9 млрд. долларов – а это почти половина денег, которые нам нужно будет выплатить в 2019-2021. Поэтому, если МВФ останется с Украиной, я думаю, что в ближайшие два года мы можем спокойно прожить без серьезных последствий для нашей финансовой системы.
Для бюджетов МВФ и ЕС, средства, выделяемые для поддержки Украины, являются каплей в море. Поэтому, даже если случится новый виток кризиса и им придется тратиться на спасение экономик побольше Украины, вряд ли они откажутся нас поддержать. Конечно, все зависит в большей степени от самой Украины – будем ли мы соответствовать тем требованиям, которые выставляет нам МВФ и ЕС.
Как украинцам обезопасить себя от возможных последствий кризиса
Относительно сбережения капитала, очевидно, что украинцам стоит подумать о диверсификации рисков. Если есть сбережения, то, желательно часть из них держать в твердой валюте (причем в разных валютах), часть – на депозитах в гривне или в ценных бумагах Минфина, пока они приносят хорошую доходность. Во что точно не нужно вкладываться для сохранения капитала –так это в разного рода криптовалюты.
Поделился Игорь Мазепа, Генеральный директор Concorde Capital, своим мнением о рисках нового экономического кризиса с Новое Время Бизнес
https://biz.nv.ua/experts/grozit-li-mirovoy-ekonomike-novyy-globalnyy-krizis-50007594.html
This post is also available in: En