Какие риски заложены в проекте госбюджета 2021
Аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко, рассказала «Новому времени» об особенностях бюджета 2021 и его отличиях от бюджета 2020.
Сравнивать бюджет 2021 и бюджет-2020 не совсем корректно, поскольку бюджет-2020 был существенно изменен в связи с пандемией. Поправки, внесенные в бюджет-2020, были, с одной стороны, связаны с необходимостью расширения расходов на борьбу с COVID-19, c другой стороны, доходы бюджета были пересмотрены в сторону уменьшения в связи негативным влиянием корона-кризиса на украинскую экономику.
Тем не менее, если посмотреть доходы бюджета, запланированные на 2021 год – 1,071 трлн грн, то эта сумма ниже доходов бюджета, которые были изначально запланированы на 2020 год 1,094 трлн грн (до внесения ковидных поправок). В то же время, бюджетные расходы на 2021 год предусмотрены в в размере 1,350 трлн грн, что заметно превосходит изначально запланированные расходы на 2020 год – 1,180 трлн грн.
В новом бюджете стоит обратить внимание на размер дефицита 6% ВВП. В 2020 году расширение дефицита объяснялось необходимостью увеличения расходов на борьбу с пандемией при ожидаемом снижении доходов, в связи с кризисом. Значительный рост госрасходов в 2021 году и соответствующее расширение дефицита бюджета (значительно выше традиционно «рекомендованного» максимума 3%) очевидно трактуется стремлением правительства стимулировать экономический рост. Однако эффективность такого подхода вызывает много вопросов.
Очевидно, что идея правительства состоит в том, что увеличение бюджетного финансирование инфраструктурных проектов должно стимулировать экономический рост. Однако всем известно, что в Украине проекты, финансируемые из бюджета, связаны с высоким уровнем коррупции, поэтому сложно рассчитывать, что большие государственные будут иметь хороший экономический эффект. Реплика министра Марченко, что Украина расширяет дефицит бюджета, потому что большинство стран мира тоже так делает, не выглядит убедительно. Для страны, которая все еще не преодолела последствия глубочайшего кризиса 2014-2015 года, расширение дефицита бюджета есть ничто иное как «жизнь не по средствам». А увеличение бюджетного финансирования, скорее всего, приведет лишь к росту коррупции (особенно если учитывать недавние попытки властей демонтировать антикоррупционную инфраструктуру).
В проект бюджета заложен довольно высокий показатель инфляции – 7,6%. Не очень понятно, какие факторы будут способствовать усилению инфляции, поскольку Марченко заявил, что увеличение минимальной зарплаты практически не повлияет на рост инфляции.
Если инфляция окажется меньшей, а экономика будет восстанавливаться не так быстро, как ожидает правительство, то государство столкнется с трудностями при выполнении доходной части бюджета. В этом случае государство будет вынуждено притормозить с государственными расходами, чтобы сохранить дефицит в желаемых рамках. А в худшем случае дефицит бюджета окажется выше запланированного ориентира.
https://nv.ua/biz/finance/gosudarstvennyy-byudzhet-2021-deficit-prognoz-inflyacii-i-kursa-dollara-novosti-ukrainy-50112355.html