О факторах, которые влияют на цену железорудного сырья

Дмитрий Хорошун, аналитик Concorde Capital, комментирует факторы, которые влияют на цену железорудного сырья

В первой половине августа цены на ЖРС обвалились: по состоянию на 16 августа цена на мелочь Fe62% с доставкой в Китай упала до $91,5/т. Снижение составило 24% с 31 июля ($121/т) и 28% с пика 3 июля ($126,5/т). Цена на концентрат Fe65% с доставкой в Китай упала до $99/т. Снижение составило 23% с 31 июля ($129/т) и 27% с пика 3 июля ($136/т).

Волатильность рынка (рост до $120-130/т для мелочи Fe62% и падение до $91,5/т) была во многом обусловлена психологическими факторами. Но они имели реальную подоплеку: в частности, запасы руды в китайских портах достигали 149 млн т (данные Steelhome) еще в начале апреля. После чего они начали снижаться.

Катастрофа с дамбой компании Vale в Бразилии случилась в конце января. Физический рынок не ощущал сокращения объемов предложения из Бразилии еще пару месяцев – именно столько сухогрузы идут из Бразилии в Китай.

С начала апреля запасы резко сокращались и достигли 115 млн т в середине июля. Комментаторы упоминали этот обвал запасов как один из факторов. Если бы запасы упали ниже 100 млн т, то на рынках была бы паника. Но с середины июля запасы росли и достигли уже 123 млн т. Это выше отметки 120 млн т, которую также упоминали, но как дающую рынкам спокойствие и уверенность, что особых проблем с доступными объемами предложения не будет.

Если запасы в китайских портах останутся выше 120 млн т, то нынешние уровни цен на ЖРС, сравнимые с уровнями начала апреля (когда фактор снижения запасов начал отыгрываться) могут соответствовать минимумам для ближайшего будущего.

Среди позитивных факторов для цен на железорудное сырье можно отметить:

  1. Планы правительства Китая по экологическим ограничениям на производство агломерата и чугуна на зиму 2019-2020 гг., которые скоро начнут проясняться. Скорее всего, из-за неблагоприятной внешней обстановки (конфликт США – Китай) китайцы не станут вводить жесткие ограничения, как зимой 2017-2018 гг. Мягкие меры увеличат ожидания относительно потребления ЖРС и повысят цены на это сырье.
  2. Возможные перебои с поставками из Австралии из-за сезона циклонов (ноябрь-апрель).
  3. Возможное усиление в Китае стимулирования отраслей, потребляющих сталь (инфраструктура и даже недвижимость), для компенсации тамошних проблем.

Негативные факторы для цен на ЖРС такие:

  1. Дальнейшие проблемы в Китае. Девальвация юаня, в частности преодоление психологической отметки 7 юаней за доллар может быть проблемой. Этот процесс Китаю лучше проводить быстро и уверенно. Например, китайские власти могли бы существенно девальвировать юань в течение нескольких недель, максимум месяца, например до 7,5, а потом дать ясно понять: этот курс будут удерживать даже при тарифах 25% на весь экспорт в США. При такой динамике девальвации у китайского населения не было бы много времени на то, чтобы обменять юани на доллары.С другой стороны, сейчас китайские власти дали понять, что использование ослабление юаня как оружия в рамках противостояния США – Китай вполне возможно. Но курс остановился на уровне 7,03 (официальный фиксинг) после того, как Трамп немного сдал назад. И у населения Китая, вероятно, будет несколько месяцев на то, чтобы попытаться обменять юани на другие валюты, даже несмотря на то, что китайские власти ужесточили правила в отношении вывода капитала после потери $1 трлн резервов вследствие похожей неуклюжей девальвации в 2015-2016 гг.Дальнейшая девальвация, как и ее ожидания (если Китай снова начнет терять золотовалютные резервы), снизят покупательную способность Китая на рынке ЖРС и окажут негативное влияние на цены.В целом противостояние США – Китай само по себе негативно для многих рынков, в том числе и рынка ЖРС. Также в Китае возможны политические проблемы из-за ситуации в Гонконге. Но все эти трудности могут вылиться в усиление мер стимулирования экономики.
  1. Жесткие экологические ограничения на производство агломерата и чугуна в Китае для зимы 2019-2020 гг.
  2. С 1 января 2020 года ужесточаются требования к топливу, используемому при океанских перевозках, что, вероятно, повысит стоимость фрахта. Вряд ли продавцам ЖРС удастся переложить это повышение затрат на потребителей. Скорее, они потеряют в цене в портах/на предприятии из-за этого повышения стоимости фрахта.

Под взаимным, но в каждый момент разным по силе влиянием этих факторов, и будет формироваться цена на железную руду до конца года.

Есть основания полагать, что в ближайшее время цена на стандартную мелочь Fe62% будет держаться в диапазоне $85-105/т. То есть по состоянию на 16 августа цены были близки к ожидающимся минимумам.

Поделился своим мнением для GMK Center Дмитрий Хорошун, аналитик Concorde Capital (Генеральный директор Concorde Capital  Игорь Мазепа) https://gmk.center/opinion/kakie-faktory-povliyali-na-cenu-zhelezorudnogo-syrya/